Помочь производству и найти средства для программ воспроизводства ВБР

Cинергия от поддержки внутренних переработчиков и одновременно защиты окружающей среды за счет введения регионального экосбора.

На конференции «Год планам импортозамещения: состояние и статус», которую провел Центр мониторинга технологической модернизации и научно-технического развития ОНФ, с докладом о ситуации с вывозом лома на экспорт выступил сопредседатель Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» в Ростовской области Михаил Попов. На основе информации по российскому и международному рынку лома черных металлов были представлены предложения по повышению конкурентоспособности металлургических предприятий Юга России в сравнении с экспортом.

При этом предлагалось, обеспечивая соответствие правилам ВТО, обеспечить двойной синергетический эффект – поддержка внутренних переработчиков и защиту окружающей среды – введением регионального экосбора за перевалку 1 тонны металлолома. Почему это актуально — согласно «Экологическому вестнику Дона – доклад о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в 2015 году», река Дон на участке от г. Константиновска до х. Дугино содержит возросший показатель содержания общего железа — по сравнению с 2014 г. рост составил с 1,58 ПДК до 2,59 ПДК.
В среднем на участке наблюдений УКИЗВ = 4,05 (в 2014 г. – 3,93). Вода по своему качеству, относится к 4 «А» классу и оценивается как «грязная» (2014 г. – «очень загрязненная»). Уровень загрязнения на участке от г. Константиновска до х. Дугино, по сравнению с 2014 г., существенных изменений не претерпел, но возросло содержание железа общего.

Что служит одной из причин этого?

При перегрузке металлолома в порту выделяется пыль, имеющая сложный состав: металлическая пыль, окрасочная пыль, масла и т.п. Считается, что большая часть пыли при перегрузке лома является окалиной и металлической пылью. При перегрузке лома в атмосферу попадает примерно килограмм пыли на тонну перегружаемого отхода черных металлов. Количество перегружаемого лома растет пропорционально ценам на лом – выше цена, стало быть, и лома собирают и выгружают больше.
По открытым данным, перевалка металлолома только в одном порту Ростовской области составляет около 200 тысяч тонн. Только по этим данным можно говорить о двух сотнях тонн, которые попадают в Азово-Черноморский бассейн металлической пылью от перегруза лома.
От роста содержания железа в поверхности воды страдает ихтиофауна. При этом программа воспроизводства водно-биологических ресурсов реки Дон и Азово-Черноморского бассейна не выполняет в полной мере задуманные задачи.

Положение может исправить современная методика расчета ущерба водной среде от перегруза лома черных металлов и ее последовательное применение с учетом мониторинга отгрузок лома водным транспортом. При применении методики подсчета, отражающей все загрязняющие факторы, платежи в бюджет могут достигнуть 300 – 600 руб. с тонны лома (в зависимости от учета каждого конкретного фактора). Это предположительно принесет (даже с учетом падения объемов перевалки от ввода пошлины) не менее 40 – 80 млн. руб. дополнительных доходов, большая часть которых пойдет в бюджет Ростовской области и может быть использована для запуска региональной программы воспроизводства водно-биологических ресурсов реки Дон.