Проблема с собственностью на участки земли для гаражей носит системный характер

Участники АПК «Автолюбитель» протестуют против сноса их гаражей, расположенных на участках, прилегающих к стадиону «Трудовые резервы». Городская администрация признала эти строениях незаконными, поскольку они якобы возведены самовольно. Владельцы, в свою очередь, настаивают на том, что в свое время они получили разрешение на строительство, однако этот факт игнорируется, поскольку земля в центре города вызывает активный интерес некоторых местных бизнесменов.

Участники кооператива «Автолюбитель» пытаются доказать свое право собственности на гаражи уже несколько лет подряд. Они писали жалобы в прокуратуру, обращались в суды и администрацию, даже написали письмо президенту Владимиру Путину, однако пока результатов это не принесло. По словам одного из участников кооператива Александра Цымбалова, гаражи начали появляться на участках неподалеку от стадиона «Трудовые резервы» еще в 1992 году.
«Участки для гаражей нам предоставила в пользование ФСО «Юность России». Тогда были необходимы средства на содержание спортивного комплекса. Бюджетное финансирование было ограничено, надо было как-то выживать, поэтому они нашли выход в привлечении частных средств. Все это время мы платили за аренду, оказывая посильную помощь, а теперь нам говорят, что мы самовольно заняли землю», – рассказывает Александр Цимбалов.
Участники гаражного кооператива подозревают, что пристальное внимание к окрестностям стадиона «Трудовые резервы» вызвано бизнес-интересами частных лиц. Об этом они рассказали в письме губернатору Ростовской области Василию Голубеву. «В 2004-2005 годах рядом с одним из наших земельных участков по улице Каяни, занимаемых на законных основаниях, на территории теннисных кортов, отремонтированных за счет личных средств членов кооператива, сыном известного областного чиновника (ныне главой одного из муниципальных образований) началось строительство бизнес-центра «Колизей». Сейчас он сдан в эксплуатацию, начато новое строительство 12-этажного жилого дома на территории городошной площадки», – говорится в этом документе. Примечательно, что договоре о строительстве «Колизея» между компанией «Дежа вю» и ФСО «Юность России» бизнес-центр обозначен как «физкультурно-спортивный комплекс с офисными помещениями».
Однако обращения граждан не нашли отклика во властных структурах. В частности, в ответе областного правительства, подписанном первым заместителем губернатора Игорем Гуськовым, говорится, что бизнес-центр построен законно, и на строительство жилого дома с подземной автопарковкой у застройщика «Строй-Микс» имеется разрешение, выданное городским департаментом архитектуры и градостроительства.
«Проведенной проверкой представленной документации по вышеназванным объектам нарушений законодательства о градостроительной деятельности при выдаче разрешений на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию не установлено», – сказано в этом письме.
По словам Александра Цимбалова, владельцев гаражей пытаются выселить с участка разными способами. В частности, районная администрация регулярно расклеивает объявления с призывом к демонтажу строений, угрожая в противном случае привлечь их к административной ответственности. Помимо этого, неизвестные завалили въезд на территорию гаражного кооператива землей. Также гора строительного мусора и битых кирпичей неожиданно появилась на площадке между гаражами.
По словам сопредседателя регионального отделения ОНФ в Ростовской области Михаила Попова, проблема с собственностью на участки земли для гаражей носит системный характер и затрагивает сотни тысяч людей. Дело в том, что в разрешениях на строительство гаража говорилось: «выделить земельный участок под строительство гаража» или «разрешить строительство гаража по адресу», а также ряд иных формулировок. Сотрудники Росреестра могут опираться на нормативное толкование: если написано выделить земельный участок – то это значит, что земельный участок передан в собственность, а если написано «разрешить строительство» – то это трактуется: участок гражданину не принадлежит – участок по-прежнему находится в собственности муниципалитета. В итоге разночтения и расплывчатые формулировки закона допускают, что гражданин, получивший в СССР разрешение на строительство гаража по определенному в решении адресу, считается не собственником данного земельного участка.
Казалось бы – всем выгодно урегулировать этот вопрос: у жителей появится возможность надлежащим образом зарегистрировать имущество, и одновременно налог за землю и имущество начал бы поступать в казну муниципалитета. Но это вариант оптимистический. На деле пока все иначе. Неурегулированность этих отношений играет на руку отдельным чиновникам, желающим оставить рычаг для давления на людей, чтобы в любой момент либо забрать землю, либо получить взятку за статус-кво, или, на худой конец, выставить космические штрафы в бюджет», – говорит Михаил Попов.
Для разрешения этой правовой коллизии «фронтовики» направили губернатору Ростовской области ряд нормотворческих инициатив. Однако примут ли их чиновники, еще не ясно.
Напомним, в середине января на территории стадиона «Трудовые резервы» в Ростове-на-Дону демонтировано более 70 из 124, признанных незаконными. Замглавы администрации Пролетарского района по вопросам благоустройства и земельного контроля Борис Узденов провел с их собственниками разъяснительную работу.

Кирилл Азаров

Оригинал материала: