Обеспечение российских предприятий сырьем все более актуально

Ранее обсуждалось предложение ограничения экспорта лома в Турцию. Это вызвало дискуссию, такой опыт уже был – в 2012 году ограничения на экспорт вводились, были оспорены экспортерами в Верховном суде. Однако, как справедливо указывает отраслевое издание: «…государственный интерес состоит в том, чтобы работали заводы…если государство хочет, чтобы работали заводы – оно будет их субсидировать – или напрямую как в ЕС, или за счет развития спроса и ограничения импорта как в США, или за счет сдерживания экспорта лома, как в Грузии, Иране, Белоруссии. По последнему пути может пойти и Россия…»
У специалистов отрасли есть четкое понимание, что одним ограничением экспорта лома проблему не решить. Необходим комплекс мер, направленный на выравнивание условий для внутренних покупателей лома и турецких ломопереработчиков.
Такой мерой может стать введение регионального экологического платежа за перевалку лома: на перегруз лома в баржи в размере, например, 5 — 10 долл. США с тонны
Экоплатежи за воздействие на окружающую среду предусмотрены Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст.16.). Он устанавливает, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с этим Законом, определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду Федеральный закон «Об охране окружающей среды» относит в частности: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
При разгрузке грейфером лома в баржу образующаяся пыль загрязняет атмосферный воздух и может попадать в реку Дон, что соответствует определению ст.16.
Преимущества:
1. Предложенная мера никак не затрагивает правила ВТО и находится в соответствии с политикой ЕС;
2. Данная мера не является поводом для санкций;
3. Ослабнет конкуренция с экспортом.
Перевалка в ростовском порту составляет по оценкам экспертов, около 1 млн.тонн, основные направления – порты HEREKE и SAMSUN. Турецкие ломопереработчики находятся прямо в порту, это позволяет им экономить на логистике и предлагать высокую цену покупки лома. Даже при снижении после введения экоплатежа до 0,7 млн.т., это позволит собрать в региональный бюджет 3,5 – 7 млн.$. Все собранные средства от введения экосбора можно было бы направить на производство аквакультуры для восполнения водно-биологических ресурсов бассейна реки Дон, сейчас такая программа не ведется.

Обсудить в социальной сети: