Эксперты ОНФ и Минтранс: Новые дороги в Волгодонске необходимо снимать и переделывать

Результаты экспертизы показали, что три капитально отремонтированные дороги в Волгодонске не соответствуют нормам. Областная прокуратура и управление экономической безопасности проведут проверку по факту обращения ОНФ и результатам исследований
Начавшаяся в ноябре прошлого года совместная работа ОНФ и газеты «Волгодонск» по фактам некачественного – тогда только по нашему мнению и мнению жителей – ремонта дорог в Волгодонске, можно сказать, завершилась. Как мы уже писали ранее, 20 апреля в городе Шахты ОНФ провел круглый стол по результатам мониторинга и экспертизы качества капитально отремонтированных в 2014-2015 годах дорог. В присутствии заместителя министра транспорта Ростовской области Алексея Колбина, замначальника отдела дорожной инспекции УГИБДД МВД России по Ростовской области Николая Величко, старшего прокурора Управления по надзору за исполнением Федерального Законодательства прокуратуры Ростовской области Романа Синельникова, замначальника отдела №2 Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Ростовской области Михаила Тимченко, и заместителей глав, а также самих глав муниципалитетов, доказали документально и показали наглядно, что некоторые дороги в Ростовской области, в том числе три дороги в Волгодонске, не соответствуют ГОСТу и СНиПу.
– В целом, те вырубки, которые мы сделали, в любом случае относятся к ситуации, когда ремонт был сделан недоброкачественно, – рассказал «Волгодонску» сопредседатель регионального отделения ОНФ в Ростовской области Михаил Попов, председательствующий на круглом столе.

Также напомним, что эксперт регионального отделения ОНФ в Ростовской области Сергей Левченко, не только в цифрах показал главам и замам глав администраций Шахт, Азова, Ростова-на-Дону и Волгодонска, что некоторые наши дороги нельзя было принимать из-за качества асфальта, но и показал это наглядно – просто руками разломав пополам вырубку асфальта участка улицы Ленина в городе Ростове-на-Дону.
– Мы решили оценить ситуацию как народные эксперты, – с этих слов начал свое выступление Сергей Левченко. – Для этого мы обратились к коллегам из научного сообщества – Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. Они составили нам график (на фото), где просто и наглядно показано, сколько проверенные дороги будут служить.

На графике видно, сколько месяцев будет «жить» дорожное покрытие с соответствующим коэффициентом уплотнения. К примеру, экспертиза показала, что в Волгодонске асфальт на дорогах по улице Карла Маркса, переулкам Вокзальный и Первомайский имеет коэффициент уплотнения 0,94 Ку при норме 1 Ку. По мнению ученых из СибАДИ, дороги с таким коэффициентом уплотнения проживут 15 месяцев, хотя жители Волгодонска видят, что на этих улицах уже начали делать ямочный ремонт (видимо, сказалась укладка асфальта в дождь и снег).
– Нормативами, строительными нормами и правилами четко предписано, что дорога с коэффициентом уплотнения менее 0,99 – приниматься не должна! – продолжил Сергей Викторович. – То есть заказчик (администрация города или департамент – прим.ред.) должен контролировать у подрядчика коэффициент уплотнения на всем покрытии дороги. От этого будет зависеть, сколько дорога будет эксплуатироваться в дальнейшем.

В качестве примера отношения заказчика к контролю за качеством работ по ремонту дорог эксперт ОНФ привел все ту же улицу Ленина в Ростове-на-Дону. История с ее ремонтом очень похожа на эпопею капитальных ремонтов дорог в Волгодонске.
– Мы на основании обращений жителей пытались обратить внимание заказчика и подрядчика на то, что асфальтобетонную смесь укладывали в дождь и в снег, и буквально через несколько недель дорога начнет разрушаться, – поделился Сергей Левченко. – Мы приехали с дорожной лабораторией, сделали вырубку и с помощью экспертизы установили, что коэффициент уплотнения здесь 0,91 Ку. Буквально через две-три недели эксплуатации этой дороги подрядчики уже начали выполнять гарантийный ямочный ремонт, что недопустимо в принципе. То есть, что получилось: вместо того, чтобы заказчиком и подрядчиком было принято срочное решение об устранении брака (напомню, эта дорога стоит 52,4 миллиона рублей), дорогу приняли – собственно, как и в Волгодонске.

По мнению Сергея Викторовича, добиться качественных дорог несложно. Главное – не отступать от строительных норм и правил и контролировать качество асфальтобетонной смеси на приемке, то есть непосредственно перед укладкой полотна на дорогу. Только тогда, по мнению эксперта, мы получим 100-процентный результат и приучим подрядчиков выполнять работы качественно.
Алексей Колбин, заместитель министра транспорта Ростовской области, к слову, признал, что со стороны заказчика при приеме работ контроль ведется недостаточный. А чтобы показать нашим чиновникам, какие дороги они принимают и не заставляют подрядчиков переделывать брак, эксперт ОНФ привез с собой кусок асфальта с ростовской улицы.
– Обратите внимание на этот асфальт, – взяв вырезку асфальта в руки, обратился к присутствующим Сергей Викторович. – Это шелушение – вышелушивание, если говорить языком дорожников. Ему подвержено огромное количество объектов. И эта проблема не только Ростова-на-Дону – эта проблема и в городе Волгодонске. Посмотрите, в Волгодонске три дороги с коэффициентом уплотнения 0,94 Ку. Их необходимо снимать и заново укладывать. Чтобы вам наглядно показать… Дорога сама по себе должна быть прочная. Я не культурист, честно говоря, но я покажу, как можно его поломать.

Приложив незначительные усилия, эксперт разломал пополам вырезку асфальта с ростовской дороги, коэффициент уплотнения у которой выше, чем у аналогичных волгодонских, да и тип асфальта лучше, чем на наших улицах – Карла Маркса, Вокзальном и Первомайской.
– Ему не хватает прочности, – тут же объяснил Сергей Левченко. – Если у него будет максимальная прочность, то асфальт невозможно будет сломать не только руками, но и под прессом.

О том, как проводилась проверка в Волгодонске, и о наших «хороших» (судя по публикациям в административных СМИ) дорогах рассказал волгодонец – участник регионального штаба ОНФ в Ростовской области Андрей Максимов, который также попросил прокуратуру области и Управление экономической безопасности провести проверку по результатам экспертизы капитально отремонтированных дорог в Волгодонске.
– В марте мы проверили участки дорог, которые были отремонтированы в 2014 и в 2015 годах, – начал рассказывать Андрей Максимов. – Из 8 проверенных нами дорог три уже начали вышелушиваться, то есть фактически 40 процентов проверенных нами дорог показали брак. Причем ремонт этих дорог (улица Карла Маркса, переулки Вокзальный и Первомайский – прим.ред.) выполнял один подрядчик – ростовская фирма ООО «РСУ». Что интересно и удивительно, этот подрядчик, который сделал свою работу с таким браком (коэффициентом уплотнения 0,94 Ку), и в 2016 году выиграл аукцион по ремонту дорог в нашем городе, опередив по снижению цен две местные фирмы.

Также нас удивило и возмутило, что после того, как мы провели проверку, администрация Волгодонска на официальном сайте и в некоторых СМИ отчиталась, что дороги, оказывается, «без изъянов». В своих публикациях администрация акцентировала внимание на том, что повреждений асфальтового покрытия, оказывается, ВСЕГО 0,21% от общего объема.
Учитывая, что все три пробы, кроме улицы Черникова, у нас показали не соответствие нормам, по нашему мнению, брак должен быть исправлен. И мы хотим обратиться в прокуратуру, чтобы была проведена проверка данной организации.
– Мы, наверное, в Волгодонске должны были год провести и утыкать все вырубками, чтобы муниципальная власть признала, что дороги не того качества, как ожидают от нас люди, – прокомментировал выступления волгодонского «фронтовика» сопредседатель регионального отделения ОНФ в Ростовской области Михаил Попов, который поинтересовался у представителей правоохранительных органов о возможности удовлетворения просьбы Андрея Максимова.

– Только в 2016 году было заведено два уголовных дела (одно из них, видимо, в Цимлянском районе – прим. авт.), – начал свой ответ с фактов заместитель начальника отдела №2 Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Ростовской области Михаил Тимченко. – Пока фамилии не могу назвать, но могу пояснить, что к уголовной ответственности привлекались как представители заказчика, то есть муниципального образования, так и представители подрядчика, то есть организации, которые выполнили работы не в полной мере, не в том качестве или не в тех суммах.

Михаил Викторович также сообщил, что по факту обращения волгодонца Андрея Максимова проверка будет проведена. А старший прокурор Управления по надзору за исполнением Федерального Законодательства прокуратуры Ростовской области Роман Синельников подтвердил, что озвученные проблемы, естественно, будут являться предметом обзорной деятельности.
– Ждем обращения, – сказал Роман Александрович. – И очень важно, чтобы были результаты проведенного анализа, которые впоследствии могут быть использованы как для проведения процессуального проверки, так и в рамках общенадзорной деятельности.

Также старший прокурор разъяснил и другой вопрос, поднятый на совещании: о том, кто должен нести ответственность за дороги, их состояние, качество и содержание. В том числе и в случаях, когда из-за ямы или разрыва жители попали в ДТП и повредили свой автомобиль, а «крайнего» найти не могут. Ведь нередки случаи, когда, к примеру, администрация обвиняет в повреждении ресурсоснабжающие организации, те, соответственно, ссылаются на то, что дорога не их, и так до бесконечности.
– В настоящее время действующее законодательство имеет однозначный ответ на этот вопрос: ответственный – собственник, который, в соответствии с законодательством, отвечает за содержание и текущее состояние дорог, – разъяснил Роман Синельников. – То есть вне зависимости от того, кто разрыл яму, кто провел работы, которые привели к дефектам дорожного покрытия, – ответственность за дорогу несет собственник. Заключен ли контракт, действуют ли гарантийные обязательства – собственник несет ответственность в любом случае.

Впрочем, следует отметить, что в Волгодонске такой проблемы – поиска ответственных при ДТП из-за дефектов дорожного покрытия – нет. Здесь наш город, один из немногих, где закон работает, и за дороги в Волгодонске однозначно отвечает Департамент строительства и городского хозяйства.
Однако, кто будет нести ответственность за то, что на трех капитально отремонтированных в декабре 2015 года участках дорог по улице Карла Маркса, переулках Вокзальный и Первомайский, по результатам экспертизы дорожное покрытие не соответствует требованиям ГОСТа по показателю водонасыщения, а также требованиям СНиПа по коэффициенту уплотнения (вместо положенных по нормам 0,99 Ку – 0,94 Ку), и какие действия предпримет администрация – неизвестно. Хотя, судя по результатам экспертизы и по словам экспертов ОНФ, эти дороги можно назвать бракованными. И, как рассказал «Волгодонску» сопредседатель регионального штаба Общероссийского народного фронта в Ростовской области Михаил Попов, по закону, подрядчик должен устранить несоответствие. То есть, снять некачественное дорожное покрытие и положить новое – за свой счет. Об этом на совещании говорил и замминистра транспорта Ростовской области Алексей Колбин.+

Правда, если все-таки дело дойдет до «устранения нарушений», подрядчику будет выгоднее закрыть предприятие и создать новую юридическую организацию. Ведь только ремонт улицы Карла Маркса обошелся бюджету без малого в 30 миллионов рублей, и «переделки» вряд ли будут стоить намного меньше.

Светлана Ларина

Оригинал материала: