В Ростове гаражи предложили использовать под парковку

Необычное решение проблемы парковки предложили в Ростове: использовать гаражи в гаражных кооперативах под платные стоянки. С такой идей на круглом столе, организованном ОНФ, выступил главный юрист «Городской юридической службы» Денис Кононов.

Он сообщил, что в Ростове количество гаражей в гаражных кооперативах покрывает только 30% от общей потребности в площадях для парковки.

— Следовательно, как минимум ещё в три раза следовало бы увеличить количество мест для хранения личного транспорта, — подсчитал Денис Кононов.

По предварительным подсчётам, около 10% ростовчан имеют гаражи в гаражных кооперативах. При этом примерно 20% земельных участков под гаражами оформлены в собственность, 10-15% находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, до 50% — в аренде. Остальные 20% гаражей используются владельцами без оформленных надлежащим образом документов. Речь идёт примерно о 20 тысячах ростовчан.

— Если бы на эти 20% неоформленных участков оформили хотя бы право аренды и отдали их под временное пользование, сборы в муниципальный бюджет увеличились бы, по нашим оценкам, на 15-20%, — отметил Денис Кононов. — На территории города строят многоуровневые парковки. Можно сделать таким образом: каждый человек имеет зафиксированное парковочное место, которое ночью (или днём) используется для хранения его личного транспорта, а днём свободно. В это время оно могло бы использоваться кем-то другим. Получается, что по согласованию с администрацией часть парковки в таком случае будет являться муниципальной собственностью, часть парковки — зарегистрирована в собственности тех же граждан.

Кононов подчеркнул, что такое решение вопроса транспортной проблемы в Ростове предлагалось руководству города ещё несколько лет назад. Идея сразу же была похоронена. Прошло несколько лет, но решить проблему другим способами не удалось.

— Сейчас городской департамент архитектуры при выдаче разрешений на строительство многоквартирных домов вообще не учитывает необходимость и организацию парковочных мест. К примеру, в Левенцовке поставили 17-этажки, а парковок рядом не хватает — машины стоят и во дворах, и на газоне, и на детских площадках. И это проблема всего Западного — машины ставят, где получится, — подытожил Денис Кононов.

Решить эту проблему он предложил следующим способом: построить внутри придомовой территории многоквартирного дома подземную парковку с эксплуатируемой кровлей, то есть сделать на ней спортивную или детскую площадку. Вот тогда можно было бы говорить об эффективном использовании городского пространства.

Но бюджет города, как известно, не резиновый. Кроме того, есть масса административных барьеров, мешающих этим 20 тысячам человек оформить все документы на гараж. Во-первых, не существует закона, регулирующего общий порядок возникновения гаражных кооперативов, права и обязанности участников, порядок оформления имущества. Во-вторых, уже существующие законы зачастую противоречат друг другу, при этом являясь весьма непрозрачными и запутанными для обычного человека.

Разночтения в законах отметил руководитель рабочей группы «Социальная справедливость» регионального отделения ОНФ в Ростовской области Михаил Попов.

— Например, если в документе на право пользования, выданном ещё в советское время, содержится фраза или словосочетание «разрешить строительство на земельном участке», то владелец гаража признается собственником земли. Если в формулировке не содержится упоминание о земле, а только о самом гараже, тогда земельный участок не признается собственностью и нужно его дополнительно выкупать у муниципалитета, зачастую с торгов. А это совершенно другая процедура. Причём перед этим участок должен быть освобождён от самовольно возведённых строений, то есть именно от гаража. Возникает ситуация, при которой идти и регистрировать право собственности на капитальный гараж невыгодно, это даже может привести к негативным последствиям, — подчеркнул Михаил Попов.

Более того, в соответствии с Земельным кодексом РФ, при заявлении права собственности на участок в составе гаражного кооператива необходимо волеизъявление 100% членов гаражного кооператива. Но, как пояснила начальник отдела контроля за использованием земель городского департамента имущественно-земельных отношений Ростова (ДИЗО) Елена Кочерга, часто количество членов гаражного кооператива может достигать тысячи человек, и собрать их вместе, чтобы они все обратились с заявлением об оформлении, попросту невозможно.

— Граждане не желают оформлять права на земельные участки под гаражами, неважно, в собственность или в аренду. Возникают самые разные вопросы, которые должны разрешаться в частном порядке, к примеру, границы одного земельного участка налагаются на другой. Кроме того, не все собственники обладают юридической грамотностью, — пояснила Елена Кочерга.

Известно также, что нередко, когда ростовчане обращаются в администрацию для оформления гаража, с них начинают взыскивать штрафы за самовольное занятие земельного участка или за использование его без оформленных прав. Именно поэтому многие не хотят начинать процедуру оформления, боясь погрязнуть в законодательных проволочках.

По мнению как Елены Кочерги, так и представителей ОНФ, необходим нормативно-правовой акт, который будет чётко прописывать порядок оформления гаражей. Также необходимо внести изменения в федеральный закон, чтобы оформить гараж мог и отдельный собственник, не дожидаясь волеизъявления всех членов гаражного кооператива.

Интересно, что в некоторых регионах, где столкнулись с такой проблемой, её решили, что называется, в ручном режиме — на уровне субъекта или даже города. К примеру, в 2007 году в Ярославской области был принят региональный закон, согласно которому все собственники гаражных боксов получили право владения земельными участками под зарегистрированные объекты. А в Армавире при администрации был создан профильный полномочный орган, который занимался вопросами урегулирования земельных отношений при оформлении участков в гаражных кооперативах.

Несмотря на все правовые коллизии и неразбериху, идею с парковками в Ростове всё же не стоит сбрасывать со счетов. И, по мнению участников круглого стола, эту проблему тоже следует решать на уровне города, не дожидаясь указаний свыше.

Источник: http://www.ruffnews.ru/V-Rostove-garazhi-predlozhili-ispolzovat-pod-parkovku_9829