Михаил Попов

«Многое будет зависеть от действий на местах». Ростовские эксперты – о послании Путина

Аналитики отмечают, что послание, прежде всего, ориентирует чиновников на определенные модели взаимодействия с бизнесом

«Многое будет зависеть от действий на местах». Ростовские эксперты – о послании Путина

Аналитики отмечают, что послание, прежде всего, ориентирует чиновников на определенные модели взаимодействия с бизнесом

Вчера, 4 декабря, президент России Владимир Путин выступил с 11-м ежегодным посланием к Федеральному собранию. В своей речи Путин затронул ключевые внешнеполитические события года – присоединении Крыма к России, также много тем было посвящено экономическим вопросам. В частности, президент пообещал амнистию капиталов, возвращающихся в Россию, и введение моратория на изменения налоговой нагрузки для бизнеса.

Вчера, 4 декабря, президент России Владимир Путин выступил с 11-м ежегодным посланием к Федеральному собранию. В своей речи Путин затронул ключевые внешнеполитические события года – присоединении Крыма к России, также много тем было посвящено экономическим вопросам. В частности, президент пообещал амнистию капиталов, возвращающихся в Россию, и введение моратория на изменения налоговой нагрузки для бизнеса.

Ростовские политики и экономисты прокомментировали для «ФедералПресс.Юг» ключевые для региона тезисы послания президента страны Владимира Путина к Федеральному собранию, отметив, что обращение главы государства было представлено как «инструкция к применению». Однако по ряду пунктов послания эксперты увидели явную перекличку с прошлыми заявлениями президента. Очевидно, что для их успешного внедрения сегодня необходимо менять инструменты и методы управления. Подробности — в материале «ФедералПресс.Юг».

Василий Голубев, губернатор Ростовской области:

«Заявления президента носили очень реалистичный характер в соответствии с той ситуацией, которая сегодня складывается в экономике, в социально-политической сфере. Многие его посылы касались использования резервов, которые сегодня есть на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Достаточно ярко, эффектно выглядело заявление о снижении нагрузки на бизнес – малый и средний, прежде всего. Это явно не использованный на сегодня резерв, который требует предельного внимания. Предложения по фиксированию на 4 года налоговой нагрузки тоже, на мой взгляд, актуальны. 

Отдельно бы выделил тезис руководителя государства о том, чтобы воздействие на бизнес со стороны самых разных проверяющих структур должно быть минимизировано. Вторая часть – это развитие крупного бизнеса, развитие индустриальных парков. Это мне особенно запомнилось, поскольку касается тех процессов, которые проходят у нас в Ростовской области. У регионов разные возможности для подготовки площадок под развитие бизнеса. Но при условии, что любой субъект РФ может претендовать на возврат вложенных в создание инженерной инфраструктуры финансов, это будет стимулировать к более активному созданию индустриальных парков.

Для Ростовской области, как и для всей страны, актуально развитие дорог, создание современной транспортной системы. Сегодня в этой сфере очевидна нехватка финансовых средств. По итогам 11 месяцев текущего года область недополучила более 3 млрд рублей, в т.ч. акцизов на нефтепродукты. Если это будет компенсировано, то у нас появится возможность строить дорог больше, качественнее содержать имеющиеся. При этом очень важно поддержать и муниципальную составляющую, ту сеть дорог, которая между городами и поселками, она наиболее разветвленная. Хотя транспортная нагрузка на эти дороги меньше, но именно они весьма актуальны для каждой конкретной территории. Это часть социальной инфраструктуры, которая решает многие вопросы для жителей, бизнеса, в целом для региона».

Виктор Дерябкин, председатель Законодательного собрания Ростовской области:

«Мы услышали программу действия как для страны, так и для регионов в условиях новых вызовов. Многое будет зависеть от каждого на своем рабочем месте. Задача регионов — создавать эффективные условия для добросовестного, результативного труда. Очень своевременно озвучена позиция о надзорных каникулах и о публичности, прозрачности проверок для бизнеса, о льготах тем, кто начинает новое производство, о запуске программы компенсации расходов регионов по созданию индустриальных парков. Мы в Ростовской области приняли закон «Об индустриальных парках», и семь таких площадок у нас уже созданы. Также думаю, что дончанам было приятно услышать слова благодарности Президента труженикам села за результаты этого года, ведь в Ростовской области в этом году собран рекордный урожай зерновых».

Арина Барсукова, к.э.н., доцент кафедры экономической теории экономического факультета ЮФУ:

«Предложение заморозить на 4 года налоговые условия и максимально снять ограничения для южного бизнеса особенно актуально. Малое и среднее предпринимательство в регионе, как и в целом по стране, в настоящее время находится в уязвимом положении, вызванном негативным макроэкономическим фоном, внешнеполитической обстановкой и резким падением курса национальной валюты по отношению к доллару и евро. Одновременно компании МСБ столкнулись с сокращением возможностей привлечения финансирования для развития бизнеса, удорожанием кредитования. В этой связи этот сектор был вынужден пересматривать не только достаточно крупные для себя инвестиционные проекты, но и менее масштабные планы — обновление основных средств, автопарков, техники. Именно поэтому решение не поднимать налоги для МСБ особо актуализируется, в том числе на юге, где доля МСБ выше, чем в целом по стране. При этом установка четких правил на четыре года привнесет стабильность бизнесу, позволяя планировать развитие с большей уверенностью».

Также малый бизнес весьма заинтересован в партнерских отношениях с госкомпаниями, и эта заинтересованность усиливается в нынешних условиях. В настоящее время в рамках действующего Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок. Получая госконтракт, малые предприятия не только пополняют портфель заказов, но и получают гарантированность его оплаты, что особо важно в условиях нестабильности и роста дебиторской задолженности в экономике. Рисков в таком сотрудничестве больше у госзаказчика, свидетельство чему – расширение реестра недобросовестных поставщиков».

Михаил Попов, член регионального штаба ОНФ в Ростовской области:

«Послание обращает внимание, прежде всего, государственного аппарата страны, ориентирует чиновников на определенные модели взаимодействия с бизнесом. Так называемое «управление по целям», ясные сигналы для чиновничьего аппарата. Без сомнения позитивно, что эти знаковые вещи госаппарат не сможет игнорировать. Другое предложение – докапитализация крупнейших банков страны с обязательным условием для них, в свою очередь, развития проектного финансирования. Как бы ни случилось, банки государственные деньги возьмут, как это было в 2008-2009. Но в действительности существенного развития проектного финансирования для малого и среднего бизнеса как не было, так и не будет. Это немаловажная составляющая экономического роста МСБ. Пока что складывается парадоксальная ситуация – банки ужесточают условия по кредитам МСБ, мотивируя это сомнениями в жизнеспособности соискателей кредитов из производственной сферы экономики, и одновременно сами стоят с протянутой рукой к госбюджету. Критически важно, чтобы средства, полученные в ходе докапитализации, попали в производственный сектор экономики, а не распылились, к примеру, в финансовом секторе в ходе валютно-обменных спекуляций.

Деофшоризация экономики была провозглашена в послании 2012 года. Значимых инструментов для реализации этого правительством обнаружено не было. Отток капитала усилился в 2013, часть его реинвестировалась уже из оффшорных юрисдикций. Размещение капитала и реинвестирование его уже из классических оффшоров (Британские Виргинские острова, Белиз) или из низконалоговых юрисдикций (Кипр) преследовало не только цели снижения налогов (особенно если как с Кипром – есть соглашение об избегании двойного налогообложения), но и получение доступа к международному финансированию – IPO, SPO или дешевым кредитам. Немаловажно также было правовое регулирование (Кипр – английское корпоративное право). Но, в условиях объявленной экономической войны, условия для размещения капитала из нашей страны несколько ухудшились, на это и делается ставка. Что касается Ростовской области, учитывая ее зерновую экспортную ориентированность, используемые оффшорные компании в цепочке ВЭД при экспорте зерна вряд ли станут ненужными бизнесу. Важнее другое – стимулирование внутреннего рынка, девальвация, рост выгодности импортозамещающих производств могут создать условия для перетока капитала и роста локальных инвестиций».

Ольга Белокрылова, профессор кафедры экономической теории экономического факультета ЮФУ:

«Стабилизация налоговых условий предполагает не только исключение роста налогов, но и их снижение. А в последние годы увеличились тарифы платежей бизнес-структур в социальные фонды, которые тоже в определенной мере носят налоговую природу. Все это весьма негативно сказалось в особенности на малом бизнесе и снизило численность индивидуальных предпринимателей. Но надежду вселяет предложение президента о надзорных каникулах, что, безусловно, положительно скажется на его деятельности.

Относительно привлечения бизнеса к работе с госкорпорациями как научный руководитель пилотного Центра госзакупок ЮФУ могу положительно оценить инициативы Президента. Согласно 44-ФЗ малый бизнес может получить до 15 % бюджетного заказа. Установление такой квоты для регулируемых организаций — госкорпораций , а это более 8 трлн рублей обеспечит, фактически, поддержку МСБ на сумму до 1,2 трлн рублей через увеличение спроса на его продукцию.

В послании также прозвучало заявление об амнистию капиталов, возвращающихся в Россию. Я очень скептически думаю о положительном решении бизнеса — он понимает, что верить давно пора не словам, а делам. Попытки вернуть капиталы из оффшоров предпринимаются уже давно. Практически все крупные и средние региональные экспортеры в той или иной степени оффшорники — от собственности в оффшорах, до постоянных связей и операций через них. К тому же крупные экспортеры-производители области, чьи хозяева, как правило, живут и работают за пределами области, не ведут на территории Ростовской области самостоятельной ВЭД, они только производят продукцию для экспорта, а реализуют оффшорные схемы специалисты головного офиса».

https://fedpress.ru/news/polit_vlast/reviews/1417767525-mnogoe-budet-zaviset-ot-deistvii-na-mestakh-rostovskie-eksperty-o-poslanii-putina