На форуме ОНФ чаще критиковали

Михаил Попов

Темы конкуренции в социальной политике и «коммуналки» стали главными на форумах «Единой России» в Москве и ОНФ в Ставрополе.

Конкуренция полезна всегда, особенно в социальной политике. Эту истину подтвердили два совещания на злободневную тему: что делать с жилищно-коммунальной проблемой? В Москве об этом говорили лидеры «Единой России». А накануне в Ставрополе на форуме Общероссийского народного фронта коммунальная тема тоже стала одной из главных. Получилась хотя и заочная, но очень любопытная дискуссия.

«Здесь присутствует, наверное, самая важная часть нашей партии — представители первичных отделений, — заявил с трибуны московского форума лидер единороссов премьер Дмитрий Медведев. — Сегодня мы с вами обсуждаем ключевые направления модернизации городской среды, я имею в виду коммунальную инфраструктуру и жилищное хозяйство, жилищное строительство. Обсуждаем не в первый раз и, очевидно, не в последний, потому что уж очень сложная и запущенная тема».

«Здесь огромный пласт проблем и очень много серых схем, к сожалению, — заявил выступивший на пленарном заседании ОНФ президент Владимир Путин. — Есть попытки переложить на население проблемы, которые в этой сфере скапливаются уже не один год, может быть, десятилетия. И если говорить, то говорить нужно, погружаясь в эти проблемы».

Ну что ж, давайте и мы погрузимся. Старшее поколение помнит: у ненавязчивого советского сервиса было два бесспорных лидера — торговля с общепитом и жилкоммунхоз. Борьбу с первым из них начали фастфуды, куда категорически запрещалось брать сотрудников с советским опытом: новой системе торговли не нужны были люди, привыкшие обвешивать, обсчитывать и хамить. В итоге в кратчайшие сроки система общепита поменялась кардинально. По аналогичной схеме в Грузии очень быстро «перевоспитали» тамошнюю ГАИ — чему до сих пор удивляются приезжающие туда наши туристы.

С коммунальщиками так не получилось. В России большинство «советских» ЖЭКов сохранилось доныне, сменив только вывески. И даже последняя перелицовка — 2014 с обязательным лицензированием управляющих компаний прошла под лозунгом «Беречь своих!».

На форуме ОНФ в Ставрополе предъявлялись факты, как в составы лицензионных комиссий Хабаровского края, Курской и Новосибирской областей взамен общественников и народных контролеров по командам местных властей включались преимущественно чиновники и сами коммунальщики.

Даже в приказе Минстроя, определявшем порядок аттестации «управдомов», рекомендовалось включать в составы комиссий лишь имеющих стаж работы в сфере ЖКХ не менее двух лет.

Причина понятна: жилищно-коммунальная сфера при всей ее показной бедности на практике давно стала золотым дном. Не для жителей городов и даже не для большинства тружеников отрасли, в которой работает около полумиллиона человек, а для ее верхушки. По неполным экспертным данным, составляя менее 3% общей численности работающих в экономике, отрасль оказывает населению 15,9% от общего объема платных услуг, зарабатывая огромные деньги. Куда они уходят — вопрос до сих пор без ответа.

Учтем: совокупные «коммунальные» долги по России нынче оцениваются почти в триллион рублей. А потребность отрасли в инвестициях — в 500 млрд рублей ежегодно. Между тем в предложенном правительством федеральном бюджете — 2016 расходы на ЖКХ составили 78,8 млрд, хотя годом раньше сумма была почти вдвое больше — 132,3 млрд.

Вместо инвестиций рассматривается предложение о создании госкорпорации, которая займется «решением проблемы задолженности в ЖКХ». По инициативе кабинета уже вступили в силу поправки к федеральному закону, которые прописывают начисление гражданам повышенных пеней за просрочку платежей за услуги ЖКХ. Но эксперты Народного фронта, проанализировав ситуацию, заявляют: основной вклад в рост задолженности вносят не граждане, а различные посредники, зачастую аффилированные с должностными лицами! Так, по данным Росстата, в регионах СКФО и ЮФО платежная дисциплина населения за первые девять месяцев 2015 года составила 82,6 и 96,7% соответственно. А фактический уровень платежей населения держится на уровне более 90% (Республика Адыгея — 91,3%, Волгоградская область — 94,3%, Ростовская область — 95,8%, Ставропольский край −101,8%). В этой странной арифметике неплохо было бы разобраться контрольным органам.

Удивляют регулярные «амнистии», которые выколачивают для себя особо привилегированные региональные власти. К примеру, в конце декабря всем жителям Чечни приказали в месячный срок оплатить текущие долги по «коммуналке» (совокупно около 1 млрд рублей) — на этих условиях федеральный центр пообещал Грозному списать прошлые многолетние долги общей суммой 24 млрд. Таким образом Чечня выкупила свои неплатежи всего за 4,15% от фактически накопившейся суммы. В то время как жителям других регионов вместо дисконта начисляют немалые штрафы и пени.

Сравнивая выступления на двух форумах, порой приходишь к выводу, что единороссы и «фронтовики» живут в разных странах. Или как минимум пользуются разными источниками информации. Например, обсуждается такое важное новшество, как концессионное обслуживание жилого фонда, и…

«Решения вкладывать в любую сферу, в том числе и в ЖКХ, даются непросто. Но спрос на услуги коммунальной отрасли был и будет всегда, поэтому для многих предпринимателей сегодня это реальный шанс заработать», — уверяет Дмитрий Медведев. И приводит цифры: по данным Минстроя, только за 2015 год заключено свыше 270 концессионных соглашений. Ожидается, что сумма инвестиций превысит 100 млрд рублей. Порадуемся?

Но эксперты Народного фронта провели мониторинг проектов концессионных соглашений по передаче объектов ЖКХ в частные руки. И выяснили, что большинство договоров не соответствуют сути поручения президента — не предусматривают никаких обязательств концессионеров реконструировать переданные им объекты ЖКХ, внедрять новые технологии и снижать аварийность. А заявленные объемы инвестиций в принципе не могут обеспечить выполнение этих задач.

В частности, из 1461 концессионного соглашения, размещенного на сайте Минстроя, 24% заключается не более чем на три года — абсолютно недостаточный срок для проведения реконструкции получаемого в концессию жилья и возврата вложенных инвестиций. Еще треть концессий заключается на 5-10 лет вместо оптимального срока в 15 и более лет.

«На самом деле это не концессия, это аренда, а если говорить уже совсем откровенно, то выжимание оставшихся соков из изношенной инфраструктуры арендаторами», — оценивает на форуме ОНФ ростовчанин Михаил Попов, представитель «ОПОРЫ России».

В итоге, как считают эксперты, вместо модернизации коммунального хозяйства страна получит лишь очередной виток роста тарифов.

Возьмем другую тему — переселение из аварийного жилья. «Значительная часть жилищного фонда в России обветшала, часть признана аварийной», — сообщил премьер активистам «Единой России». Но работа идет, и до конца 2017 года намечено завершить расселение всех 11,4 млн кв. метров аварийного жилья, признанного таким еще в 2012 году. И действительно, за 2015 год было расселено более 170 тысяч человек из почти 3 млн кв. метров аварийного жилья. За оставшиеся полтора года по этой программе осталось расселить еще 5,5 млн кв. метров трущоб — задача вроде бы вполне реальная.

Но вот данные ОНФ: в 990 новых многоквартирных домах, куда в прошлом году переехали россияне из аварийного жилья, зачастую невозможно жить из-за некачественной их постройки и огромного числа недоделок. Больше всего жалоб пришло из Республики Коми, Вологодской и Новосибирской областей.

А еще «фронтовики» утверждают, что в действительности аварийного жилья в стране значительно больше: за последние три года выявлено еще около 5,5 млн кв. метров, а к 2035 году общая цифра вырастет до 100 млн «квадратов». Это подтверждает и председатель наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин: «Во-первых, жилье стареет, во-вторых, давайте говорить откровенно: в 2012 году при разработке программы переселения большая часть губерний и особенно муниципалитетов просто «спрятали» аварийное жилье». Чтобы не получить нагоняй от вышестоящего начальства.

И такие сравнения можно продолжать долго…

P.S. Мы же отметим, что на форуме ОНФ в Ставрополе чаще критиковали, а на форуме «Единой России» больше говорили об успехах и планах. Может, это и есть начало «двухкрылости» российского общества, которая поможет ему взлетать выше и лететь дальше?

Александр Киденис

Оригинал материала