Общероссийский Народный Фронт предложил упростить процедуру оформления земель для гаражных кооперативов

Ростовские «фронтовики» предложили способы урегулирования земельных отношений при оформлении участков в гаражных кооперативах.

Вопрос урегулирования земельных отношений при оформлении участков в гаражных кооперативах в повестке донского региона звучит уже не первый год, однако до сих пор варианты его решения так и не было предложены. При этом, по оценкам экспертов, только в Ростове-на-Дону порядка 10-20% жителей являются владельцами гаражей в составе гаражных кооперативов. В абсолютных показателях эта цифра достигает 100-150 тысяччеловек.

Какие преимущества получают граждане, оформившие в собственность земельный участок в гаражном кооперативе, и зачем муниципалитетам отдавать землю в частные руки, обсудили в ходе круглого стола представители Общероссийского Народного Фронта, специалисты регионального отделения Росреестра и ростовского департамента имущественно-земельных отношений. Также в дискуссии приняли участие председатели гаражных кооперативов и представители экспертного сообщества.

Докладчики рассказали, что зачастую владельцы гаражных боксов оформляют право собственности только на построенный объект, а взятый в пользование земельный участок оставляют без регистрации. Такие действия существенно увеличивают риски в вопросах землепользования для граждан. «Примерно 20% земельных участков под гаражами оформлены в собственность, 10-15% находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования. При этом до 50% объектов находятся в аренде, а около 20% владельцев гаражей пользуются землей без документов, оформленных надлежащим образом», — озвучил результаты своего исследования главный юрист ООО «Городская юридическая служба» Денис Кононов. Эксперт занимается данной проблематикой уже несколько лет и по его подсчетам, если владельцам гаражей предоставят возможность выкупить землю в собственность, при продаже половины таких участков в городе доход в бюджетсоставить более одного млрд рублей. Учитывая, что прогнозируемые собственные доходы Ростова на 2015 год составили порядка 15 млрд рублей, средства от продажи земли можно считать достаточно весомой статьей поступлений.

Однако, как подчеркивают специалисты Росреестра, сами жители зачастую не спешат оформлять участки в собственность. Так, одном из донских городов местная администрация предупредила жителей: «Гараж — твой, земля — наша, или выкупай ее у нас, или убирай свой гараж». Однако подобные ультимативные «рекомендации» не смогли оказать должного стимулирующего эффекта. Но те представители гаражных кооперативов, которые все же решились пройти эту процедуру, поясняют, что механизм оформления сегодня настолько сложен, что процесс затягивается на несколько лет. В итоге собственник гаража зачастую отказывается от идеи оформления участка.

«Когда мы начали изучать, как процедура регистрации земельных участков под гаражами проходит в Ростовской области, то выяснили, что существуют разночтения формулировок закона. Например, если в документе на право пользования, выданным еще в советское время, содержится фразой или словосочетанием «разрешить строительство на земельном участке», то владелец гаража признается собственником земли. Если в формулировках не содержится упоминание о земле, а только о самом гараже — тогда земельный участок не признается собственностью и нужно его дополнительно выкупать у муниципалитета. А это совершенно другая процедура, зачастую с торгов, причем перед этим участок должен быть освобожден от самовольно возведенных строений – то есть именно от гаража. Возникает ситуация, при которой идти и регистрировать право собственности на капитальный гараж – не выгодно, и даже влечет негативные последствия – из-за мизерной правовой лакуны», — оценил ситуацию руководитель рабочей группы «Социальная справедливость» регионального отделения ОНФ в Ростовской области Михаил Попов.

Эксперты отмечают, что с этой проблемой столкнулся не только донской регион. И на данный момент есть потребность в ее решении на федеральном уровне. При этом сегодня имеются прецеденты, когда субъекты самостоятельно справились с этой задачей.

Как отметил Михаил Попов, на сегодняшний день регионами представлено два пути: адресное управление на местах или формирование механизмов на областном уровне. Так, в 2007 году в Ярославской области был принят региональный закон, согласно которому все собственники гаражных боксов получили право владения земельными участками под зарегистрированные объекты. В городе Армавире задачу решили иным образом: при администрации был создан профильный полномочный органа, который занимался вопросами урегулирования земельных отношений при оформлении участком в гаражных кооперативах. В результате проблемы гаражных кооперативов удалось решить в течение года.

Однако стоит учитывать, что для агломерации методы ручного управления сложно применимы. Именно поэтому специалисты уверены, что в Ростовской области эту задачу необходимо решать комплексными действиями. «Имея положительный опыт других субъектов, мы готовы внести предложения по урегулированию вопроса в профильные комитеты Заксобрания Ростовской области. Кроме того, не стоит отказываться и от вынесения данной проблематики на федеральный уровень. Безусловно, в этом случае нам придется пройти долгий путь. Но сегодня есть все предпосылки, чтобы собрать обращения от большинства регионов по данному вопросу и представить их в Госдуме. Только такой системный подход сможет качественно решить возникшую проблему», — подытожила руководитель региональной рабочей группы «Честная и эффективная экономика» отделения ОНФ в Ростовской области, депутат Донского парламента Ирина Загоруйко.

По итогам круглого стола участниками было принято решение рассмотреть опыт взаимодействия администраций и членов гаражных кооперативов, определить наиболее типичные сложные позиции, из-за которых механизм оформления не работает должным образом, и представить предложение по упрощению данной процедуры в донской парламент.

Источник: http://www.rusmia.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=9141&catid=17&Itemid=29