Дефицит, капремонт и медицинский омбудсмен: диалог Голубева и ОНФ обозначил зоны риска

Глава донского региона Василий Голубев 1 декабря встретился с региональными представителями Общероссийского народного фронта. Говорят, что инициатива организации такого мероприятия исходила со стороны органов власти. Отвечать на вопросы общественно-политического объединения пришлось около трех часов. Ключевой темой обсуждения стало исполнение майских указов президента, а также состояние бюджета региона на 2015–2017 годы. По нескольким позициям власти имеют некоторое опасение, хотя и заверяют, что все взятые обязательства будут выполнены в срок и в полном объеме. Однако подчеркивается: чтобы выйти к финишу, ряд вопросов приходится решать в ручном режиме. Со стороны ОНФ встречным предложением стало включение в процесс управления более системного подхода к работе.

Пока без новых идей

Предваряя отчет о выполнении майских указов президента, власти представили прогноз развития региона на ближайший год и свое видение ситуации, так как именно бюджетная политика станет главным проходным билетом в любые проекты. Впрочем, в ближайшее время Ростовская область не планирует заявлять новые масштабные инвестпроекты. Регион и так взял на себя огромное количество обязательств по строительству промышленных кластеров, инфраструктурных и спортивных объектов. И основная задача на 2015 год – сохранить социальную направленность бюджетной политики. Отмечается, что некоторый спад доходной части неизбежен, так как несколько лет подряд область набирала обороты и достигла своего пика.

«Расходов и потребностей мы имеем больше, чем позволяют осуществить возможности бюджета 2015–2017 года. И при этом необходимо выходить на оптимальное снижение дефицита», – заявил Василий Голубев.

Один из вариантов сокращения дефицита бюджета – увеличение доходной части. Но этот путь пока крайне ограничен. Второй, менее популярный вариант, – оптимизация расходов.
«Наша цель – уйти на 10 % дефицита. Такое сокращение дает возможность получать бюджетные кредиты. За счет этого можно было бы погашать обязательства перед банками и двигаться дальше. Плюс мы рассчитываем, что некоторые долги нам простят. По уровню долга Ростовская область на абсолютно безопасном уровне. На Юге России мы меньше всех должны. В целом регион успешно выполняет указы президента, и общие показатели нас удовлетворяют. Но эта цифра неравномерно распределена по территориям. Есть районы, которые требуют дополнительного внимания», – отметил губернатор.

Свой среди своих

Итоги мониторинга работы сектора ЖКХ представил на заседании руководитель рабочей группы регионального штаба ОНФ «Социальная справедливость» Михаил Попов. В докладе он подчеркнул ключевые проблемы, возникающие при проведении капремонта крыш и фасадов в ростовских домах. На реализацию этой программы в текущем году из областного бюджета были выделены средства для 67 домов, из муниципального – для 140. При этом результаты работ и сроки проведения оставляли желать лучшего. Так, по словам Попова, демонтированные и вовремя не перекрытые крыши привели к затоплению сразу нескольких домов. Докладчик добавил, что были выявлены случаи «несоответствия сметных работ фактически выполненным». Кроме этого, зачастую жители не имеют полной информации и представления о проводимых работах.

«Надо учитывать, что ремонт проводится в районе исторического центра, где велико наследие коммунальных проблем. К тому же в этом секторе проживает далеко не средний класс жителей. А процесс проведения закупок и ремонта частично проводится и за их счет. Все это только усиливает напряженность», – описал ситуацию Михаил Попов.

Также представители регионального ОНФ выразили определенную обеспокоенность, что закупки проходят на сайте ЖКХ и, чтобы принять в них участие, надо пройти регистрацию и постмодерацию. Другими словами, сторонняя компания фактически не может пройти этот фильтр. «Если на сайте госзакупок сторонний наблюдатель может ознакомиться со сроком и объемом проведения работ, их условиями и участниками закупок, то на сайте информационной базы ЖКХ модератор будет решать, сможете вы зайти в базу или нет. Необходимо подумать, как можно применить нормы 44-ФЗ к этой системе закупок или, как минимум, открыть доступ всем заинтересованным лицам. В министерстве ЖКХ уже заявляли, что пока в Ростовской области не хватает подрядчиков, которые бы могли провести капремонт в должном объеме и к необходимому сроку. В результате чего оказывается необходимо создать пул подрядных «пригодных» организаций. И с такой задачей мы согласиться не можем.

На наш взгляд, необходимо привлекать как можно больше подрядчиков и сделать этот процесс по-настоящему публичным, а процесс закупок – прозрачным», – заключил докладчик. Известно, что оперативные вопросы минЖКХ устранило в ручном режиме. «Но нам кажется, что эти проблемы в перспективе необходимо урегулировать системными мерами», – вынес предложение Попов.

Представители исполнительной власти согласились, что в этом секторе необходимо кое-что дорабатывать в части прозрачности процесса, а также информированности населения. Но вот обеспечить публичность процесса закупок и возможность войти в этот проект любой подрядной организации оказалось сложнее. В пользу сложившейся системы закупок нашлась и некоторая аргументация. По словам губернатора, примерно такая же ситуация возникала при реализации программы строительства детских садов. «Никто тогда никого не сдерживал. Появилось очень большое количество подрядных организаций, которые хотели бы поучаствовать в строительстве объектов. И, как результат, количество садов в зоне риска увеличилось в два раза», – пояснил Василий Голубев. Он добавил, что в области сегодня явный дефицит строительных компаний, которые могли бы обеспечить качественное строительство или ремонт объектов в назначенный срок.
С ситуацией согласились в минЖКХ. Но относительно капремонта, по их словам, они двинулись вперед. В ведомстве действительно формируют пул подрядных компаний, с которыми они готовы работать по этому проекту. При этом отмечается, что крупные строительные компании с опытом и статусом на контракты по предоставлению услуг капремонта не идут. В итоге складывается следующая картина: небольшие подрядные организации из тех, что имеют доверие со стороны минЖКХ, изъявили желание участвовать в программе капремонта. И чтобы обеспечивать более качественный ремонт, эти компании согласились набрать официально полноценный штат и закупить технику и оборудование, но при условии, что им будет гарантировано наличие заказов по капремонту. А заказы надо выигрывать, и общественность требует делать это публично и открыто.

Оригинал материала: